Традиционные поселения и жилища  

Традиционные поселения и жилища

12

Хозяйство

В горно-степных и степных районах (южные алтайцы) преобладало кочевое и полукочевое скотоводство, в горно-таежных (северные алтайцы) основными видами хозяйственной деятельности были охота и другие лесные промыслы. В обоих районах население занималось земледелием, причем его значение постоянно возрастало.

В скотоводстве наряду с пастбищным содержанием окота алтайцы в начале XX в. практиковали зимнюю подкормку, для чего в больших количествах заготовляли сено. Сенокошение стало возможно только с появлением русских орудий: кос-горбуш и кос-литовок. В зажиточных хозяйствах появились конные сенокосилки и грабли. До этого корм заготовляли вырывая траву руками, а сушили подвешивая на деревьях. Для укрытия скота в непогоду стали строить крытые пригоны и скотные дворы.

В хозяйствах, заготовлявших сено, скот стали подпускать к стогу. Разумеется, это приводило к тому, что значительная часть сена портилась, затаптывалась скотом.

В большинстве случаев скот продолжали держать на открытом воздухе круглые сутки в любое время года. Исключение было для молодняка, особенно для телят, которых держали зимой в жилой юрте, где помещались и хозяева. Для ягнят устраивали ямы, где животные согревали друг друга собственной теплотой. Такие ямы (кюрке) выстилались сухой травой, покрывались жердями, а сверх них берестой и шкурами. Однако кое-где уже стали строить в местах, защищенных от ветра, крытые пригоны, переняв постройку их от русских крестьян. Стойловое содержание скота, заимствованное у русских крестьян, широко вошло в быт по бассейну правобережья Катуни. Местами (например в долине Чулышмана, Курайской степи) устраивали для сенокосов примитивные оросительные сооружения (сувах). Доили алтайцы коров, коз, кобылиц, ячек. Период доения коров был коротким — с мая по октябрь. Доение производилось с подпуском теленка. Доили в деревянные или кожаные ведерки, дужка которых делалась из волосяной веревки. Ветеринарная помощь отсутствовала.

Такая примитивная техника скотоводческого хозяйства алтайцев делала его весьма неустойчивым. Различные стихийные бедствия — эпизоотии, глубокоснежная зима, затянувшаяся холодная весна — разоряли мелких скотоводов и выбрасывали их массами в ряды бедноты. Так, например, в неблагоприятную весну 1897 г. только в трех алтайских дючинах (5-й, 6-й и 7-й) пало 17 554 головы различного скота.

В охотничьем хозяйстве преобладала ружейная охота на пушного зверя, в основном белку. Охотились также с помощью различных ловушек и капканов. Зимой передвигались по тайге на лыжах. Охотничье снаряжение и добычу перевозили на ручных нартах или тащили волоком, завернутыми в кусок конской кожи. Пушнину обменивали на скот и зерно. Товарный характер имел также широко распространенный в таежной зоне сбор кедровых орехов. Существовало бортничество, которое под влиянием русских стало превращаться в пасечное пчеловодство. Значительную роль играло собирание съедобных растений и их заготовка на зиму.



Традиционными орудиями обработки почвы у алтайцев были: в степи примитивная соха-андазын, в горах мотыга-абыл. Боронование производили связками сухих веток, на которые накладывали камни. В качестве тягла использовали верховых лошадей. Сеяли в основном ячмень. Урожай убирали при помощи ножа, а молотили короткой палкой. Зерно размельчали в деревянной ступе или на ручной каменной зернотерке. Участки обрабатываемой земли были невелики и зерна собирали так мало, что оно полностью умещалось в нескольких мешках, хранившихся в юрте. В районах контакта о русским населением алтайцы переняли русские земледельческие орудия; у них появились русские сохи и плуги, деревянные бороны, серпы, а в зажиточных хозяйствах и механические орудия на конной тяге. Расширился и ассортимент сельскохозяйственных культур: начали сеять пшеницу, рожь, овес. Появилось огородничество.

Традиционные поселения и жилища

Алтайские поселения представляли собой небольшие разбросанные поселки, в которых насчитывалось несколько жилых построек, стоявших на значительном удалении друг от друга. Располагались такие посёлки, как правило, в долинах рек.

Для разных групп населения были характерны различные жилища. Тип жилища зависел от конкретных природных условий, в которых обитала группа, степени её оседлости, экономического положения семьи. У южных алтайцев существовала войлочно-решётчатая юрта и жилище, напоминающее чум, крытое полосами бересты или лиственничной коры — аланчик. У челканцев и тубаларов жилище — айлу (чайлу) — представляло собой квадратное в плане сооружение, построенное из бревен, досок и жердей, поставленных почти вертикально с небольшим наклоном внутрь. Оно покрывалось корой. В центре его, как в юрте, располагался открытый очаг, дым из которого выходил в отверстие крыши. Имелись также и бревенчатые многоугольные юрты, крытые берестой, корой или тёсом, которые получили распространение во второй половине XIX в.

Изменения в области хозяйства, произошедшие к началу XX в., отразились на характере поселений и жилищ. Все большее распространение получали бревенчатые постройки. Появляются жилища, подобные русской избе с полом, окнами и печью; у местных богачей появились даже срубные двухэтажные дома, крытые железом. Зажиточные скотовладельцы начали возводить подсобные хозяйственные постройки и помещения для содержания скота. Иногда их объединяли с жилыми постройками и таким образом создавалась незнакомая прежде алтайцам усадьба.

Южные алтайцы вели хозяйство, основу которого составляло пастбищное скотоводство. Они разводили скот. Скот они содержали круглый год на пастбище. Этим объясняется ведение кочевого и полукочевого образа жизни. Это наложило глубокий отпечаток на все стороны быта этих племен.

Кочевому образу жизни южных алтайцев соответствовали определенные формы поселений. Характерной особенностью этих поселений были разбросанность и малолюдность. Совершались частые перекочевки в поисках лучших пастбищ. Каждая семья выбирала для поселения место, где был хороший травостой, имелся источник воды, и не было соседей. Обычно «селились на расстоянии пяти километров и более друг от друга. Когда травостой истощался, переезжали на новое место в таком же порядке.»

С осенне-зимних пастбищ (кышту) алтайцы кочевали на весенне-летние (jайлу). У этих племен сложился «вертикальный» порядок кочевания: осенью семья со скотом, юртой и всем имуществом направлялась в ложбины, где имелся обильный корм для скота, и отсюда медленно продвигалась к зимним пастбищам, в горы. Там, в защищенном от ветров месте устанавливали юрту. На южных склонах гор, где не было снега, скот находил корм - высохшие травы. Ранней весной начиналось передвижение в обратном порядке. Этот способ кочевания сложился у южных алтайцев на основе многолетнего опыта и позволял рационально использовать пастбищные угодья.

Каждый айыл объединял юрты, в которых жили семьи отца и его сыновей, причем юрты отстояли друг от друга на определенном расстоянии. Традиционные жилища у алтайцев в начале второй половины XIX в., указывает Вербицкий В.И., 2-х форм: конический и войлочный. Он пишет, что коническая юрта «делается из жердей, соединенных кольцами, свитыми из прутьев и обложенными корою сосны, лиственницы или бересты, или обтянутых войлоком, вторая форма юрты, войлочная же, с решетчатыми складными стенками, называется кереге».

В 60-х годах 19 в. по Горному Алтаю совершил путешествие В.В. Радлов. Объехал почти всю его территорию. Он пытался дать классификацию жилища южных алтайцев. Выделил три типа жилищ: конусообразный, цилиндрический и юрту многоугольного типа. Радлов отмечает, что многоугольное срубное жилище появляется в 60-х годах 19в., что такие юрты строились наподобие русских деревянных домов.

С этого периода многоугольные деревянные жилища стали распространяться по всему Горному Алтаю, прежде всего среди той части населения, которая переходила к оседлому быту.

Основой всех юрт служил круг, отсюда многоугольная основа срубной бревенчатой юрты. Это имело большое значение. Привычка кочевника - скотовода размещать домашние вещи в определенном порядке, по кругу вдоль стен, обусловила многоугольную форму бревенчатой юрты. Многоугольная юрта является переходной формой жилища от конической обычной юрты к русской избе.

Таким образом, классификацию юрт можно представить следующим образом: конусообразная юрта (чадыр), материалом для ее покрытия служили кора деревьев и войлок, цилиндрическая с вертикально поставленными жердями и решетчатыми стенами, покрытыми войлоком, и многоугольные срубные, которые покрывались корой дерева.

Все эти краткие сведения о жилище, которые приводят исследователи, этнографы, относятся главным образом к внешнему описанию юрты. В их работах отсутствуют сведения о размерах жилища, заготовке материалов, технике его сооружения, обрядах и обычаях, связанных с его строительством, а также не разработана терминология, применявшаяся для обозначения самого жилища и его отдельных деталей.

Все эти вопросы освещены подробно и ясно Е.М. Тощаковой. Основным видом жилища в 19 - начале 20 в. у южных алтайцев была юрта, в которой семья жила в течение всего года. Слово «юрта» происходит от урт, что в переводе означает место, где живет семья, ее поселение. Слово «юрта« не означает названия жилища, но в этнографической литературе оно приобрело именно этот смысл. И это не совсем правильно. Для обозначения жилища у алтайцев есть другое слово, которое точно отражает это понятие,- айыл. Они, например, говорят: «Айылга кир»- войди в дом (т.е. в юрту), но никогда не скажут «jуртка кир» - войди в мое местожительство.

Аил - национальное жилище алтайцев, представляющее собой шестиугольную постройку из бруса с конусообразной крышей. Дверь по традиции ориентирована на восток, туда, где восходит солнце. В центре крыши находится дымоходное отверстие, а в центре самого помещения – очаг, который алтайцы называют по имени От-Эне - мать-огонь. Домашний огонь является священным для алтайцев. В него нельзя бросать мусор или окурки, от него нельзя прикуривать или плевать в огонь. Хозяйка дома должна следить, чтобы очаг не потух. Еду в аиле готовили сразу на всех в огромном котле-казане; над огнем сушили сырчики – курут и вялили мясо. К огню относились с большим уважением, от каждой трапезы не забывали сделать ему подношение.

Ходить в аиле можно только против часовой стрелки. Помещение условно разделено на женскую и мужскую половину, а дорогого гостя всегда усаживают на самое почётное место - напротив очага.

В настоящее время алтайцы предпочитают жить в просторных избах, а аилы использовать в качестве летней кухни, сушить в них сыр и вялить мясо, готовить национальный напиток – алтай аракы, на далеких горных летних пастбищах – аилы незаменимы.


3688529404791426.html
3688634999848324.html
    PR.RU™