Глава 5. Три пути самореализации  

Глава 5. Три пути самореализации

12

Веды

Неподвластная времени мудрость Индии нашла свое выражение в Ведах - древних санскритских текстах, охватывающих все области человеческого знания. Санскритское слово "веда" означает "знать". Первоначально существовала одна Веда, "Йаджур-веда", и она передавалась изустно, от учителя к ученику. Но около 5000 лет назад великий мудрец Кришна-Дваипайана Вйаса (Вйасадева) записал Веды для людей этого века, Кали-йуги. Он разделил Веды на четыре части: "Риг", "Сама", "Йаджур", "Атхарву".
"Риг-веда" - "Веда хвалы", состоит из 1017 гимнов, собранных в десяти книгах. Большая часть стихов прославляет Агни, бога огня и Индру, бога дождя и райских планет. "Йаджур-веда", известная как "Веда жертвоприношений", содержит инструкции по проведению жертвоприношений. "Сама-веда", "Веда песнопений", состоит из 1549 стихов, многие из которых встречаются в другом контексте в "Риг-веде". "Сама-веда" особенно прославляет небесный напиток сому. "Атхарва-веда" содержит различные песни и обряды, по большей части предназначенные для излечения болезней.
После этого Вйасадева составил 18 Пуран и эпос "Махабхарату", историю Индии. Всё это: Пураны, "Махабхарата", состоящая из 110000 шлок(стихов), четыре Веды и 108 Упанишад составляет ведическую

литературу. В Пуранах философия Вед изложена в виде бесед и проиллюстрирована случаями из истории. В Упанишадах главным

образом описывают безличный аспект Абсолютной Истины. Затем Вйасадева обобщил все ведическое знание для ученых и философов в афоризмах, известных как "Веданта-сутра"

(веда-анта буквально означает "конец Вед"). Но он оставался неудовлетворенным даже после того, как составил многие Пураны, Упанишады и даже "Веданта-сутру". Тогда его духовный учитель Нарада Муни дал ему указание: "Разъясни "Веданту"" (ШБ.1.5-я глава). После этого Вйасадева записал комментарий к его же "Веданта-сутре" в виде Махапураны "Шримад-Бхагаватам", состоящей из 18000 шлок. "Шримад-Бхагаватам" известен как зрелый плод дерева ведического знания.
Особое место в ведической литературе занимает "Бхагават-гита" - эпизод из "Махабхараты". "Бхагават-гита" - это диалог между Верховной Личностью Бога Шри Кришной со Своим преданным другом Арджуной перед битвой на поле Курукшетра около 5000 лет назад. В ней изложена суть философии Вед и она является основной священной книгой почти для всех религиозных течений Индии.
Кроме основных Вед существуют еще Упаведы - вспомогательные Веды, которые включают разнообразные материальные знания. Например, в "Аюр-веде" излагается медицинское знание, в "Дханур-веде" - "Веде лука"- излагаются принципы воинского искусства, в "Джатир-веде" - астрология. В Ведах можно найти также знания по архитектуре, логике, астрономии, политике, социологии, психологии, истории и т.д. Таким образом цивилизация древней Индии основывалась на Ведах, и поэтому её называют еще ведической цивилизацией. Как описывается в самих Ведах (например, Бхагаватгита, глава 4, текст 2 или БГ.4.2), ведическое знание передавалась по цепи ученической преемственности (парампаре или сампрадайе). Значение этого объясняется следующим образом. Любой человек в этом мире имеет 4 недостатка: он склонен впадать в иллюзию, склонен к обману, обречён совершать ошибки и имеет несовершенные чувства. Как следствие, все приборы и инструменты, созданные человеком, также несовершенны, так как их создал несовершенный человек. Поэтому, Веды призывают людей принять знание от авторитетного источника, т.е. от личности, уже имеющей совершенное знание. Такая личность в Ведах называется гуру, или духовный учитель. Духовный учитель, в свою очередь, получил это совершенное знание от своего духовного учителя. Таким образом, истинный гуру должен принадлежать цепи ученической преемственности, начинающейся от высшего авторитета. А высшим авторитетом является Верховная Личность Бога - обладатель всего знания.



Основы ведического знания начинается с понимания того, что душа отлична от тела. Практически все школы ведического знания согласны с фразой "ахам брахмасми" - "я - душа, отличная от этого тела". Душа в Ведах называется дживой или дживатмой, т.е. "живым существом", подчеркивая тем самым то, что душа человека ничем не отличается от души животного, растения или полубога. Надо понимать, что без понимания отличия тела и души, или поля деятельности (кшетра) и знающего поле деятельности (кшетра-гйа), хотя бы теоретически, нельзя правильно воспринять ведическое знание. Основные качества души - это вечность (сат), знание (чит) и блаженство (ананда). Вечность означает, что душа никогда не родилась и никогда не умрет. В Бхагават-гите (2.12) Кришна говорит: "Никогда не было так, чтобы не существовал Я, или ты, или все эти цари; и никогда не будет так, чтобы кто-то из нас прекратил свое существование". Знание означает не полное знание обо всем, а знание своей духовной природы.
В отличие от души тело временно; оно рождается, растёт, существует некоторое время, производит побочные продукты, увядает и умирает. Тело исполнено невежества, т.е. душа при соприкосновении с материальной природой покрывается невежеством: она забывает своё изначальное положение. И тело является для души источником страданий. Материальное тело состоит из восьми элементов: земли, воды, огня, воздуха, эфира, ума, разума и ложного эго (БГ.7.4). При этом первые пять элементов составляют грубое тело, а остальные три: ум разум и ложное эго составляют тонкое тело живого существа. В момент смерти, по Ведам, душа, облаченная в тонкое тело, покидает грубое тело. Затем, через некоторое время, душа, всё еще находясь в тонком теле, вместе с семенем отца входит в лоно матери и формирует там свое будущее тело. Какое тело будет в следующей жизни зависит от состояния тонкого тела в момент смерти, главным образом ума. Кришна говорит: "О каком бы состоянии бытия ни помнил человек, оставляя свое тело, этого состояния он и достигнет непременно" (БГ.8.6). Так Веды описывают процесс перевоплощения или реинкарнации. Каким будет следующее тело, зависит от деятельности живого существа в своём нынешнем. Таким образом можно считать, что настоящая жизнь - это подготовка к следующей, а момент смерти - это экзамен для души.
В Ведах также описывается процесс эволюции живого существа. Говорится, что души эволюционируют от низших форм к высшим. Такая эволюция происходит до тех пор, пока живое существо не получит тело в человеческой форме жизни. Здесь живое существо обладает достаточно развитым сознанием и максимальной свободой воли, поэтому последующая эволюция души зависит в большей степени от самого себя. Живое существо в человеческом теле способно сознательно выбирать свое следующее тело; в том числе, выбрав духовное тело, оно может перейти в духовный мир, в свое изначальное сотояние. Веданта-сутра начинается с афоризма: "атхато брахма-джиджнаса..." - "теперь, когда вы получили человеческое тело, пришло время вопрошать об Абсолютной Истине". Тем самым, предназначение человеческой жизни состоит в том, чтобы вернуться в своё изначальное состояние и навсегда избавиться от страданий, связанных с рождением, болезнями, старостью и смертью.
В Ведах понятия "Бог" и "Абсолютная Истина" неравнозначны. Понятие "Бог" относится к повелителю (ишваре), тогда как понятие "Абсолютная Истина" относится к summum bonum (высшее благо) - изначальному источнику всех энергий. Все сходятся на том, что Бог как повелитель не может быть безличным. Есть разные повелители занимающие различные посты, поэтому могут быть много второстепенных богов. В Ведах упоминаются много таких богов и полубогов - правителей: Брахма - творец Вселенной; Шива (он известен также под именами Рудра, Шанкара, Махеша) - повелитель невежества; Индра - царь райских планет; Йамараджа - бог смерти; бог Солнца и др. По Ведам эти боги и полубоги, управляющие делами Вселенной, полностью зависимы в своем могуществе и знании от Абсолютной Истины.
Но Абсолютная Истина одна и только одна. Веданта-сутра определяет Абсолютную Истину как "джанмади асйа йатах" - "Абсолютная Истина - это то, из чего все исходит". В "Шримад-Бхагаватам" Абсолютная Истина называется парам сатйам. Есть три аспекта Абсолютной Истины: Брахман, или безличный вездесущий дух; Параматма (Сверхдуша), аспект Всевышнего, находящийся в серце каждого живого существа; и Бхагаван, или Верховная Божественная Личность.

Брахман

Брахман, безличный аспект Абсолютной Истины представляет собой излучение трансцендентального тела Верховной Личности Бога, Шри Кришны. С осознанием Брахмана человек избавляется от желаний, связанных с материальным телом, т.е. от сексуальных желаний, желаний есть, спать и обороняться. В Ведах это состояние сознания называют мукти(освобождением). Освобожденная душа не подвержена иллюзиорному влиянию материальной природы и ясно осознает свою вечную духовную природу. При этом, душа не испытывает страданий трех видов: страданий, связанных с телом и умом; страданий, вызываемых другими живыми существами и стрададаний, связанных с природными явлениями (холод и жара, землятресения и т.д.). Поэтому, последователи ведического знания и буддизма стремятся достичь мукти.

Параматма

Аспект Параматмы очень хорошо описан в Бхагават-гите: "... Да будет тебе известно, Что Я (Кришна) также Тот, кто знает все тела, пребывая в них ..." (БГ.13.3). "Везде Ее руки и ноги, Ее глаза, головы и лица, и уши Она имеет повсюду. Таким образом Параматма существует, пронизывая Собой Всё" (БГ.13.14). "Параматма есть изначальный источник всех чувств, хотя Она сама не имеет чувств. Она не имеет привязанностей, хотя и поддерживает существование всех живых существ. Она выходит за пределы качеств материальной природы, но в то же время повелевает ими" (БГ.13.15). "... Высшая истина существует внутри всех живых существ и вне их, движущихся и неподвижных ..." (БГ.13.16). "Хотя Параматма кажется поделённой между всеми живыми существами, Она неделима, Она - одно целое. Она и поддерживает существование каждого живого существа, и также, следует понимать это, поглощает всё и всему дает развитие" (БГ. 13.17). "... Она - знание, Она - предмет познания, и Она - цель познания. Она обитает в сердце каждого" (БГ. 13.18). "В этом теле есть еще и другой наслаждающийся, трансцендентальный - Господь, Верховный владыка, который наблюдает и дозволяет, и именуется Параматмой (Парама-атма - высшая-душа)" (БГ. 13.23). Таким образом, в каждом теле присутствуют две души: индивидуальная душа, джива, и Верховная, Параматма. В "Мукундака-упанишад" (3.1.1) говорится о двух птицах, сидящих на одном дереве:

два супарна сайуджа сакхайа саманам врикшам паришасваджате
тайор анйах пиппалам свадв аттй анашнанн анйо 'бхичакашити

Одна из них вкушает плоды дерева материального тела, а другая в это время наблюдает за её действиями. Этот свидетель - Параматма, а вкушающий плоды - живое существо. Плоды дерева бывают двух видов (счастье и несчастье). В этом состоит различие между Параматмой и дживой (живым существом). Джива - подвластна законам природы, тогда как Параматма - повелевает материальной энергией. Параматма входит в сердце каждого живого существа и в каждый атом. Следовательно, она заставляет каждый атом двигаться так, чтобы соблюдались установленные Им законы природы. Другое имя Параматмы - Вишну, или Кширодакашайи Вишну. В Ведах говориться, что в нашей Вселенной существуют три главенствующих божества: Брахма - отвечает за творение, Шива - в положенный срок уничтожает Вселенную и Господь Вишну - обеспечивает поддержание Вселенной. Из этих трех божеств Вишну, или Параматма, является полной частью Верховной Личности Бога. Т.к. Вишну, или Параматма, входит в сердца всех полубогов, в том числе и в сердце Брахмы и Шивы, то по большому счету можно сказать, что на самом деле Господь Вишну творит, поддерживает и уничтожает Вселенную.

Бхагаван

И наконец, Высшим аспектом Абсолютной Истины является Бхагаван, Верховная Личность Бога - Господь Кришна. Объяснение санскритскому слову бхагаван дано великим авторитетом Парашарой Муни, отцом Вйасадевы: бхагаваном именуется Верховная Личность, обладающая всеми богатствами, всем могуществом, всей славой, всей красотой, всем знанием и всем отречением. Поэтому Бхагавану больше всего подходит имя Кришна, означающий "всепривлекающий", т.е. не будучи самым богатым, всемогущим, обладающим всей славой, красотой, мудростью и полным отречением нельзя быть всепривлекающим. Таким образом, имя Кришна включает в себя все другие имена Верховного Бога. В "Брахма-самхите" (5.1) Сам Господь Брахма делает вывод: Господь Кришна является Верховной Личностью Бога. Никто не равен Ему и никто не превосходит Его. Он - Бхагаван, изначальный Господь, которого также называют Говиндой, и Он - первопричина всех причин (сарва-карана-каранам), Его тело является формой вечного знания и блаженства (сач-чид-ананда виграха):

ишварах парамах кришнах
сач-чид-ананда виграхах
анадир адир говиндах
сарва-карана-каранам

Абсолютная Истина иногда нисходит в материальные вселенные, и такое его воплощение называется санскритским термином аватара. Аватара буквально означает - "тот кто нисходит". В "Чайтанйа-чаритамрите" ("Мадхйа". 20. 263-264) Кришна-даса Кавираджа Госвами дает определение аватары, или инкарнации:

шришти-хету ей мурти прапаньче аватаре
сей ишвара-мурти "аватара" нама дхаре
майатита паравйоме сабара авастхана
вшиве аватари' дхаре "аватара" нама

""Аватара", или инкарнация Господа Кришны, нисходит из царства Господа для того, чтобы проявиться в материи. И определенная форма Божественной личности, которая нисходит на Землю таким образом называется аватарой, или инкарнацией. Такие инкарнации вечно существуют в духовном мире, в царстве Господа. Когда же они нисходят в материальный мир, они называются "аватарами"". У Абсолютной Истины много таких аватар. В "Брахма- самхите" (5.33) говорится, что Господь имеет множество форм и инкарнаций: "адвайтам ачйутам анадим ананта-рупам". Хотя существуют много трансцендентальных форм Господа, все они есть Верховная божественная личность. В "Пуруша-бодхини Упанишад" говорится:

эко дево нитйа-лилануракто
бхакти-вйани хридй антар-атма

"Единственная Верховная божественная личность вечно воплощается во многих и многих трансцендентальных форм, чтобы вступить в различные взаимоотношения со Своими истинными преданными." В "Шримад-Бхагаватам" (1.3.26) говорится: - "О, брахманы, аватары Господа, бесчисленны, подобно ручьям, текущим из неисчерпаемых источников". Некоторые из них перечислены в Ведах: Рама, Нрисимха, Будда, Вамана и др. Но Кришна признается изначальной Личностью Бога: "кришнас ту бхагаван свайам" (ШБ.1.3.28). Также в "Гопала-тапани Упанишад" (1.1) говорится: "кришно вай парамам дайватам" - "Кришна есть Верховная божественная личность". Таким образом, по Ведам, Кришна есть изначальная Верховная личность, Абсолютная Истина, источник как Параматмы, так и имперсонального Брахмана. В 10-ой песне "Шримад-Бхагаватам" описан приход Кришны на Землю 5000 лет назад в Индии и Его земные лилы (игры).

Глава 5. Три пути самореализации

Способ, с помощью которого майавади хотят осознать Брахман это гьяни-йога (йога знания). Но с помощью лишь теоретического знания нельзя достичь освобождения. Для этого еще нужен бхакти, или преданность. Поэтому, те кто игнорируют бхакти не могут достичь даже осознания Брахмана.
С помощью только гьяна-йоги нельзя осознать Параматму. Для этого нужно подняться хотя бы на ступень аштанги-йоги (восьмиступенчатая йога). Аштанга-йога описана мудрецом Патанджали в его "йога сутрах". Аштангу-йогу также называют мистической йогой, т.к. с помощью нее йоги могут приобрести мистические силы (сиддхи). Современная хатха-йога - это начальные ступени восьмиступенчатой йоги Патанджали. Йоги-мистики, достигшие совершенства, с помощью контроля дыхания обуздывают ум. Затем, с помощью контролируемого ума отвлекают свои чувства от объектов чувств и в глубокой медитации могут созерцать Сверхдушу в своем сердце.
В Ведах говориться, что достичь осознания Верховной Абсолютной Истины, Шри Кришны можно только с помощью чистого преданного служения (бхакти).


3687440816901970.html
3687506621714354.html
    PR.RU™