Методологические принципы  

Методологические принципы

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Методологические и дидактические принципы в системе образования

Учебные вопросы

1. Принципы в педагогике и их классификация.

2.Методологические принципы - понятие и роль.

3.Дидактические принципы.

Цели

1. Знать определение и существо термина принципы в педагогике и их классификацию в системе образования.

2. Знать содержание метапринципов и их роль при анализе и проектировании системы образования.

3. Знать дидактические принципы и уметь применять их на практике.

Учебные материалы

Принципы в педагогике и их классификация

Принцип в гуманитарных науках – это руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности, поведению т.д.[1]

Формированием принципов, который включает выявление, формулировку, классификацию и т.д.) занимались многие авторы. Ю.Г. Фокин, А.М. Новиков, В.И. Андреев, А.А. Золоторев и др. Вообще говоря,, практически все книги по педагогике включают в себя разделы, посвященные принципам. По нашему мнению известные и описанные принципы можно разделить на два класса методологические принципы и принципы обучения.

ПРИНЦИПЫ В ПЕДАГОГИКЕ

Методологические принципы

Начнем с метапринципов. Взяв за основу метапринципы, сформулированные В.И. Андреевым, сформируем их список, включающий в себя аксиологический, культурологический, антропологический, гуманистический, синергетический, герменевтический. Дополнив их валеологическим принципом, мы, как нам кажется, сделаем первый шаг к формированию системы метапринципов.

Сделаем небольшое отступление, касающееся важности методологических принципов. На протяжении многих веков педагоги с неизбежностью выходили на философское осмысление целей, ценностей, методологических принципов исследования проблем в сфере образования. И это не случайно. Философское осмысление многих современных проблем образования важно не только для разработки философско– методологических основ педагогики. Оно не менее значимо и для педагога – практика, для его профессионального становления и философского осмысления своей миссии.

Приступая к философскому обоснованию современной педагогики, нам хотелось бы убедить читателя в том, что мощь философских методологических принципов (метапринципов), позволяет выйти на принципиально новый уровень и глобально-философски, с позиций педагога-исследователя, увидеть и осмыслить современные проблемы педагогики. Эти метапринципы позволяют не только философски осмыслить многие педагогические проблемы, но и по новому выстроить и существенно скорректировать профессионально – личностную философию преподавателя.

После такого предисловия к метапринципам дадим краткую характеристику метапринципам, более подробно описываемых в книге[2].


3686853432413628.html
3686910192357896.html
    PR.RU™